
Правила форума: https://german242.com/articles/forum_rules.htm
Для активации нового пользователя - Пожалуйста, напишите краткое сообщение о себе через Форму связи с администрацией.
Как вставить картинки - см. в этой теме http://board.german242.com/viewtopic.php?f=17&t=52830
Ссылка для загрузки картинок - жми сюда
Для активации нового пользователя - Пожалуйста, напишите краткое сообщение о себе через Форму связи с администрацией.
Как вставить картинки - см. в этой теме http://board.german242.com/viewtopic.php?f=17&t=52830
Ссылка для загрузки картинок - жми сюда
Как делают эмалевые циферблаты
- Автор
- Сообщение
-
Не в сети
- Сообщения: 1418
- Зарегистрирован: Ср авг 20, 2014 5:59 pm
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Как делают эмалевые циферблаты
Интересная статья, на мой взгляд. Ниже - ссылка. И текст для особо ленивых.
Но по ссылке еще и фотки можно посмотреть. http://www.popmech.ru/technologies/3043 ... iferblaty/ Обожжённое время: как делают эмалевые циферблаты Медный диск, посыпанный перетертым до состояния пудры стеклом, запекается при 800 °C. А потом еще раз. И еще. И еще. И каждый раз мастер знает: именно сейчас все может сорваться, треснуть, расколоться. В брак обычно уходит 70% продукции. Так делают циферблаты. Мы в городке Ле-Локль во французской части Швейцарии, в небольшом здании на улице Л’Авенир, в тепле и сухости, хотя снаружи проливной — привычный для этого региона — дождь. Клод-Эрик Жан, директор компании Donzé Cadrans S.A., с горящими глазами рассказывает о деле своей жизни — производстве эмалевых циферблатов. Впрочем, первым делом он показывает нам дисковый номеронабиратель от старого телефона. «С этого мы начинали», — говорит он. Циферблаты здесь делают точно так же, как и в начале 1800-х. Но — вот удивительно! — компания Donzé Cadrans была основана мастером по эмали Франсисом Донзе менее полувека назад, в 1973 году. Сегодня она делает эмалевые циферблаты для различных брендов, но входит в состав часовой мануфактуры Ulysse Nardin. Почему же не используются современные станки, лазерная гравировка и резка? «Потому что, — отвечает Жан, — хайтек тут не работает. Здесь нет никакой принципиальности — если бы существовала техника, способная заменить человека в этой области, мы бы тут же ее купили. Белая эмаль Все начинается с медной заготовки — простого металлического кружка с двумя направляющими крепления с оборотной стороны. Мастер кладет его на специальную подставку и насыпает эмаль. Да, именно насыпает, как из солонки. В одной руке у него деревянная емкость с отверстиями, в другой — деревянная палочка. Удар — и немножко похожей на песок белой субстанции ссыпается на заготовку. Первым слоем эмалируются обе стороны заготовки. Обратная — грубо, без особой тщательности. Она работает «противовесом», так называемой contre-émail, контрэмалью. При нагревании эмаль стягивается, стремясь изогнуть заготовку, а слой с другой стороны мешает это сделать. Сама заготовка изначально не плоская, а куполообразная — с теми же целями, это так называемая предварительная деформация. После тепловой обработки циферблат выпрямится. Существуют сказки, говорит Жан, про «холодную эмаль». Так вот — такого не бывает. Вся работа с эмалью происходит при температурах свыше 600 °C (они называют это термином grand feu, «большой огонь»). Десять-двенадцать заготовок отправляют в печь и извлекают оттуда через считаные минуты. Иногда мастер может отправить циферблаты на «досушивание». И так делается с каждым слоем — первым, вторым, вплоть до пятого. Последнее «запекание» — уже с нанесенной с помощью специального клише черной эмалью, формирующей картинку, цифры, часовые метки. Во время любой из сушек эмаль может треснуть. Поразительно, но этого чаще всего не видно снаружи — зато легко можно обнаружить по звуку: эмаль без внутренних трещин звенит иначе. И даже будучи такой хрупкой, ведь по сути это толченое стекло, под стеклом часов она может прослужить несколько столетий. В самом конце циферблат обрезается по размеру: заготовка больше, поскольку по краям эмаль тоньше и может потрескаться или обгореть. Удивительно, но циферблаты делают всего шесть человек в одной небольшой мастерской. На память Жан дал нам несколько бракованных экземпляров, напоминающих мягкие часы Сальвадора Дали. В мастерской делают также заказные, уникальные цветные циферблаты ручной работы в одной из трех специфических техник — flinqué, cloisonné и сhamplevé, предназначенных не для меди, а для золота и серебра. Тонкостей множество — например, нанесение одной и той же красной эмали на серебро дает коньячно-оранжевый оттенок, а на золоте цвет остается рубиново-красным. Технологии цветных циферблатов Flinqué (эмаль на гравировке) На серебряную или золотую заготовку вручную наносят тончайший орнамент в виде сети волнистых линий — гильош (как на бумажных купюрах). Затем поверх гильоша кисточкой накладывают цветную эмаль (обычно в четыре слоя, запекая каждый по очереди при 820°С). Техника применяется для получения рельефных одноцветных циферблатов. Сhamplevé (выемчатая эмаль) В этой технике, известной уже почти 2000 лет, работают два специалиста — гравер и мастер по эмали. Гравер наносит изображение — это занимает порядка 15 часов, а второй специалист заливает эмаль в ниши рисунка. Результат затем полируют, получая плоский рисунок с заметным 3D-эффектом. loisonné (перегородчатая эмаль) Самая сложная техника. Рисунок не гравируется, а выкладывается тончайшими золотыми проволочками шириной до 0,07 мм и высотой 1 мм на золотой основе (серебро не подходит из-за температурных свойств). Образованные проволокой участки заполняются различными эмалями. Суммарно такой циферблат делается более 50 часов, выдерживая до 12 последовательных запеканий. В брак уходит около 30% работы.

-
Не в сети
- Сообщения: 4701
- Зарегистрирован: Пн окт 31, 2011 9:23 pm
- Откуда: Россия
-
Не в сети
- Сообщения: 3131
- Зарегистрирован: Вс сен 09, 2012 1:49 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
:sm36: :sm112: ..


_________________
ЧАСОВЩИК,
подобно СОЗДАТЕЛЮ ,
вдыхает Жизнь в спящие (искалеченные временем или человеком ) механические тела,порой и в самые безнадёжные,
а так же по крупицам воссоздаёт их первоначальный облик. (С)
Андрианов. 25.02.2013
ЧАСОВЩИК,
подобно СОЗДАТЕЛЮ ,
вдыхает Жизнь в спящие (искалеченные временем или человеком ) механические тела,порой и в самые безнадёжные,
а так же по крупицам воссоздаёт их первоначальный облик. (С)
Андрианов. 25.02.2013
-
Не в сети
- Сообщения: 4701
- Зарегистрирован: Пн окт 31, 2011 9:23 pm
- Откуда: Россия
chitatel пишет: Во ..
chitatel пишет:
Не забудьте результатами поделиться! И на послезавтра , заказы принять!Во блин! так просто! Завтра с утра десятка два сделаю



_________________
С Уважением, Павел.
С Уважением, Павел.
-
Не в сети
- Сообщения: 16603
- Зарегистрирован: Чт ноя 13, 2014 11:59 pm
- Откуда: Краснодар
Карэн, спасибо :sm3..
Карэн, спасибо

-
Не в сети
- Сообщения: 786
- Зарегистрирован: Сб авг 08, 2015 4:23 am
- Контактная информация:
Всё написано правиль..
Всё написано правильно.. НО! не сказано главного, во всех этих процедур есть маленькие хитрости о которых некто и негде не рассказывает это можно узнать методом проб и экспериментов. Я поначалу вот точно также загорелся и подумал что вот так всё просто. Попробуйте и поймёте это..
-
Не в сети
- Сообщения: 3868
- Зарегистрирован: Вс дек 13, 2015 7:02 pm
один форумчанин с ва..
один форумчанин с ватрушки пробовал и у него получалось. но он давно уже умер. погиб в автокатастрофе.на ватрушке есть тема с его циферблатами.насчет различных хитростей вы правы!
-
Не в сети
- Сообщения: 3868
- Зарегистрирован: Вс дек 13, 2015 7:02 pm
тут важен весь проце..
тут важен весь процесс! с ножками,с отверстиями и разметкой. а таблички эмалевые до сих пор на памятники делают и ведра обливные...
-
Не в сети
- Сообщения: 1041
- Зарегистрирован: Чт фев 03, 2011 9:17 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Делают и фото на пам..
Делают и фото на памятники. А вот за такое берется кто-нибудь?
-
Не в сети
- Сообщения: 132
- Зарегистрирован: Вт май 17, 2016 2:09 pm
- Контактная информация:
Все эти статьи носят..
Все эти статьи носят ознакомительный характер и ничего более. Пока сам не попробуешь, не поймешь все тонкости процесса - результата не будет. Теория без практики мертва! Мой покойный брат, 1,5 года потратил только на то, чтобы получать стабильный результат при изготовлении заготовки, т.е. медь-белая эмаль- контрэмаль. На конечный результат влияет все, вплоть до помола эмали. Дальше он не успел... И потом, любое производство должно себя окупать. Коллеги, про которых статья, я так понимаю нормально так получают.
-
Не в сети
- Сообщения: 786
- Зарегистрирован: Сб авг 08, 2015 4:23 am
- Контактная информация:
Викторович пишет: Н..
Викторович пишет:
Так что развитие эмалевых циферблатов сейчас в России на уровне болтологии и обсуждений.
Хочу добавить что даже ещё влияет погода за окном на результат.. Alex.W пишет:На конечный результат влияет все, вплоть до помола эмали.
Для таких размеров нужна большая печь. Обычно используют печи с размером камеры 100х100 мм так что такие работы мало кто делает. Да и по цене вас это не обрадует. Такой циферблат сделать могут те кто делает эмаль на надгробье. -Эта техника совершенно другая, не такая как на циферблатах от карманных часов. Отличается она тем что другая эмаль другие температуры обжига и подложка не медная а стальная. Попробуйте обратиться к ним. Ещё хочу добавить что развитие эмалевых циферблатов сейчас в России почти невозможно, по причине того что клиент не готов к такому уровню работы, по трудоёмкости и выгоде его изготавливать, циферблат стоит за 30000р а такие деньги платить клиент неготов а заниматься производством эмалевых циферблатов даже за 10000р некто не будет да и тех кто купит это за такую цену на всех форумах пересчитать по пальцам одной руки можно. Чтобы циферблат стоил 10000р для этого нужно делать их около 50 штук в день.. Ещё к этому добавлю, что и надписи на циферблат тоже не простое дело, представьте сколько существует вариантов разметки и названий на циферблатах и представьте столько же нужно изготовить клише. А это стоит денег которые не оплачивает клиент и мастер делает клише за свой счёт. Взять например тот случай с этого форума (Имена называть не будем) когда клиент заказал надпись Лонжин и когда были изготовлены клише и образцы надписи на эмали, он просто тупо сказал: -Мне было просто интересно как это будет выглядеть...А вот за такое берется кто-нибудь?

-
Не в сети
- Сообщения: 132
- Зарегистрирован: Вт май 17, 2016 2:09 pm
- Контактная информация:
Я сейчас оттачиваю м..
Я сейчас оттачиваю метод изготовления альтернативных циферблатов, уже получается стабильный результат по разметке подложки, клепке ножек. Над шрифтами работаю, собираю коллекцию в цифровом виде. Пока делаю ради себя, можно сказать ради интереса. По ощущениям и трудозатратам делаю вывод, циферблат должен стоить где-то 7-8 тысяч и это самый простой.
-
Не в сети
- Сообщения: 3131
- Зарегистрирован: Вс сен 09, 2012 1:49 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Викторович, получает..
Викторович, получается вы брат Александра, который освоил эмаль ? Я правильно понял ? Движетесь в этом же направлении ? Процесс эмали трудоёмок и не дешев.До кризиса оригинал в эмали можно было взять за 80-100 баксов. Да не дешево.А по редким так вообще ни найти ни за какие деньги.Но уже радует, что спецы нашли ту нить и что то вырисовывается.А есть люди которые постигли эту тайну и делают.Да, труд свой они уважают и он не лёгок. Доступным быть он не может, так как это не серийка( как заметили выше) , а индивидуальный заказ.
_________________
ЧАСОВЩИК,
подобно СОЗДАТЕЛЮ ,
вдыхает Жизнь в спящие (искалеченные временем или человеком ) механические тела,порой и в самые безнадёжные,
а так же по крупицам воссоздаёт их первоначальный облик. (С)
Андрианов. 25.02.2013
ЧАСОВЩИК,
подобно СОЗДАТЕЛЮ ,
вдыхает Жизнь в спящие (искалеченные временем или человеком ) механические тела,порой и в самые безнадёжные,
а так же по крупицам воссоздаёт их первоначальный облик. (С)
Андрианов. 25.02.2013
-
Не в сети
- Сообщения: 132
- Зарегистрирован: Вт май 17, 2016 2:09 pm
- Контактная информация:
Да, Александр был мо..
Да, Александр был моим двоюродным братом. Мы с ним вместе начинали, правда я больше с металлом работал, а сейчас и с тем и с тем... Двигаюсь, но медленно. Времени не хватает - это же хобби. Основная работа - будни, а хобби - в субботу. Воскресенье - АШАН, чтоб он сдох! ))))))))
-
Не в сети
- Сообщения: 3135
- Зарегистрирован: Пн фев 28, 2011 1:03 pm
- Контактная информация:
Самое сложное подобр..
Самое сложное подобрать нормальный состав эмали. Там входит до десяти разных компонентов, включая всякие экзотические типа полевого шпата, который снижает температуру плавления. Это самый охраняемый секрет у мастеров. Кстати, очень интересная тема с куполом, многие кто пытался делать эмалевые циферблаты бились с короблением подложки. Либо получали кривые плоскости, либо вынуждены были наносить толстый слой контрэмали и цифер становился слишком толстым. Век живи - век учись. Цветные циферы при любых технологиях будут получаться неадекватно дорогими, но при цене часов UN с такими циферами по 80-100 тыс. евро. вполне можно платить за цифер по 10 тыс. евро. Так что у свиссов с экономикой все в порядке. Для России этот уровень цен нереален.
-
Не в сети
- Сообщения: 5427
- Зарегистрирован: Сб май 16, 2009 9:36 pm
- Контактная информация:
Читаю вот все это и ..
Читаю вот все это и не пойму. В конце 19 начале 20 века эмалевые циферблаты ставились на 90 процентов выпускаемых часов. Причем не только на дорогие, но и на самые бюджетные. Учитывая разнообразие размеров и дизайна о больших сериях речь не идет, выпускались ограниченными партиями. Напрашивается вывод - себестоимость 1 циферблата была более чем умеренной. Почему вдруг процесс стал столь дорог и трудоемок. Может старые мастера не ценили свой труд, а может нынешние его переоценивают? Или секреты какие-то утрачены и до сих пор не найдены?
-
Не в сети
- Сообщения: 3868
- Зарегистрирован: Вс дек 13, 2015 7:02 pm
секрет один-раньше н..
секрет один-раньше на первом месте была идея,сейчас деньги!
раньше были пионэры тимуровцы а теперь старушку через дорогу перевести сто рублей берут!


-
Не в сети
- Сообщения: 2955
- Зарегистрирован: Сб апр 11, 2015 9:54 pm
точно. поддержу Alte..
точно. поддержу Alter , скатайтесь в Ростов-Великий. там до сих пор работает, и успешно причем, т.н. народный промысел "Ростовская Финифть" бог с ней, с росписью. технология предросписи осталась. на медную основу наносится эмаль, сверху кладется краска. я там был..просто эмаль нанести столько денег, что никаких часов не надо.... я тут эмалировал блюда Кузнецовского фарфора. самолично. ничего сложного. акриловые эмали плюс кое-что и обычная духовка для отжига и закрепления. выходит довольно ровно. для тарелок сойдет. но для циферблата пока нет.не годится.
-
Не в сети
- Сообщения: 786
- Зарегистрирован: Сб авг 08, 2015 4:23 am
- Контактная информация:
Timm пишет: Почему ..
Timm пишет:
Те конечно тоже в долгу не остались и ушли с рынка "Громко хлопнув дверью" унося с собой вековые наработки производства циферблатов которые передавались по родственным линиям и строго держались в секрете. Сейчас кто начинает заниматься циферблатами понимает только общие процессы производства а вот тонкости и хитрости приходиться методом "Тыка" и экспериментов нарабатывать. Недавно я понял что заниматься циферблатами нужно 100% не отвлекаясь на другие работы и быть может только тогда вам удастся добиться идеального качества при этой жизни а так всей жизни не хватает это постичь а то что ваши дети продолжат вашу работу и ваши наработки, сейчас приравнивается к нулю... И получается что как жук в банке карабкаешься и не факт что взлетишь, а если и взлетишь то недолго.. Круг замкнулся... Дети не продолжат ваши работы и всё что вы наработали уйдёт вместе с вами в небытие.. Вот такая печальная картина...
Никогда циферблаты эмалевые небыли дешёвыми... Секрет "вчерашнего" производства был прост. Циферблатами как и корпусами для часов занимались маленькие семейные мануфактуры а производители часов не умели делать циферблаты поэтому одна мастерская делала циферблаты для всех часовых мастерских в округе. И когда наступил момент массового производства часов то получилось что стоимость циферблата стало превышать стоимость механизма в разы производитель часов задумался как эту "Мафию" производителей циферблатов обуздать или просто их послать... так появились дешёвые металлические циферблаты. Так производителей эмалевых циферблатов с их вековыми наработками "Взяли за яйца" и прокрутилиПочему вдруг процесс стал столь дорог и трудоемок. Может старые мастера не ценили свой труд, а может нынешние его переоценивают? Или секреты какие-то утрачены и до сих пор не найдены?


-
Не в сети
- Сообщения: 5427
- Зарегистрирован: Сб май 16, 2009 9:36 pm
- Контактная информация:
korovin Экскурс ин..
korovin Экскурс интересный, спасибо. Но вопросы все-же остаются, не все понятно. После появления крупных часовых мануфактур, которые стремились выполнить полный цикл производства часов, включая корпуса, стрелки и циферблаты, речь о маленьких семейных мастерских работающих с эмалью не идет. Тот-же Tavannes - Cyma сам производил эмалевые циферблаты для своих часов в больших количествах, а ведь они были не одни. Помимо свиссов, был еще и рынок США. Elgin, Waltham и т.п. наладили массовый выпуск недорогих и качественных часов и все они были с эмалевыми циферами. Технологии отработаны и наверняка цикл производства подробно описан, документация должны была сохраниться. Если бы все был так дорого и сложно, то в начале 20 века основным видом циферблата стал бы металлический, но этого не произошло. Конечно, если идти по по пути семейных мастерских, то жизни не хватит, все будет очень трудно и дорого, но может стоит начать не с экспериментов с эмалью, а с попытки достать документацию производства эмалевых циферов, с работы в архивах? И еще, мне кажется, что современным мастерам не стоит повторять ошибки своих предшественников, которые унесли какие-то тайны производства с собой в могилу. Нашел что, нащупал, опубликуй, хоть на форуме. Пускай не ты и не твои дети продолжат дело и достигнут совершенства, но другие мастера в будущем и имя твое вспомнят с благодарностью.
-
Не в сети
- Сообщения: 786
- Зарегистрирован: Сб авг 08, 2015 4:23 am
- Контактная информация:
Timm пишет: И еще, ..
Timm пишет:
И точно не в Интернете...
Даааааа... ваши слова да людям в уши... Часовщики самый пожалуй скрытый народ в своей профессии и наработками не делятся. Правда сейчас замечена тенденция раскрепощения но всё ещё неохотно делятся наработками. Причина ещё в "левых чуваков", которые норовят любые наработки обосрать и не имея опыта строить свои выводы на виртуальных предположениях и тд и тп.. Также можно сказать о мастерах "высокого полёта" которые ярые противники новому... Так что по таким причинам большинство мастеров предпочитают молчать, чтобы не попасть под горячее словцо или непонятное обсуждение не метода их работы, а личности. Мы сами виноваты в том что не позволяем здесь на форуме обсуждать инновации и старинные методы,,, так что довольствоваться приходиться тем что имеем.. Что касается описаний техники производства эмалевых циферблатов то тут всё глухо.. Конечно эти описания существуют. Но точно не на русском языкеИ еще, мне кажется, что современным мастерам не стоит повторять ошибки своих предшественников, которые унесли какие-то тайны производства с собой в могилу. Нашел что, нащупал, опубликуй, хоть на форуме. Пускай не ты и не твои дети продолжат дело и достигнут совершенства, но другие мастера в будущем и имя твое вспомнят с благодарностью.

-
Не в сети
- Сообщения: 5427
- Зарегистрирован: Сб май 16, 2009 9:36 pm
- Контактная информация:
korovin пишет: боль..
korovin пишет:
Ну и зря. Пускай говорят что угодно, на всякую фигню можно не реагировать или реагировать так, что продолжать будет не интересно. Я совсем не часовщик, но мне всегда крайне любопытно читать о методах работы и секретах мастеров прошлого и настоящего. korovin пишет:большинство мастеров предпочитают молчать, чтобы не попасть под горячее словцо или непонятное обсуждение не метода их работы, а личности.
Это все так. Пока не найдется кто-то, кто извлечет из архивов данную информацию и не выложит в Интернет, все будет глухо.Что касается описаний техники производства эмалевых циферблатов то тут всё глухо.. Конечно эти описания существуют. Но точно не на русском языке И точно не в Интернете...
-
Не в сети
- Сообщения: 16
- Зарегистрирован: Вс фев 05, 2017 10:34 pm
- Контактная информация:
Re: Как делают эмалевые циферблаты
Надежда все же есть.Коровин похоже с темы съехал,Нищеброд тоже (перешел на эпоксидку),Викторович осваивает "альтернативу".Следим за Алексеем
-
Не в сети
- Сообщения: 34
- Зарегистрирован: Вс фев 21, 2016 4:43 pm
- Контактная информация:
Re: Как делают эмалевые циферблаты
Спасибо за возлагаемые на меня надежды (речь обо мне? я правильно понял? иначе будет страшно стыдно и неудобно)
Постараюсь оправдать и не упасть лицом в грязь.
С ув.
Постараюсь оправдать и не упасть лицом в грязь.
С ув.
-
Не в сети
- Сообщения: 434
- Зарегистрирован: Ср дек 05, 2012 5:17 pm
- Контактная информация:
Re: Как делают эмалевые циферблаты
Та, ни, не перешел... Все работает в параллели. Просто не платят люди за эксклюзив... Кризис! Есть работа и по горячей и по холодной, где-то сложнее (с одним заказом уже больше года борюсь), где-то проще. Просто смысл выкладывать? Большинство же считает, что все это легко и просто. Для конкретного клиента - выложусь, а так-скучно...chitatel писал(а):Надежда все же есть.Коровин похоже с темы съехал,Нищеброд тоже (перешел на эпоксидку),Викторович осваивает "альтернативу".Следим за Алексеем
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 14 гостей