Страница 1 из 2
Как делают эмалевые циферблаты
Добавлено: Ср дек 21, 2016 8:33 pm
Hesky
Интересная статья, на мой взгляд. Ниже - ссылка. И текст для особо ленивых.

Но по ссылке еще и фотки можно посмотреть.
http://www.popmech.ru/technologies/3043 ... iferblaty/ Обожжённое время: как делают эмалевые циферблаты Медный диск, посыпанный перетертым до состояния пудры стеклом, запекается при 800 °C. А потом еще раз. И еще. И еще. И каждый раз мастер знает: именно сейчас все может сорваться, треснуть, расколоться. В брак обычно уходит 70% продукции. Так делают циферблаты. Мы в городке Ле-Локль во французской части Швейцарии, в небольшом здании на улице Л’Авенир, в тепле и сухости, хотя снаружи проливной — привычный для этого региона — дождь. Клод-Эрик Жан, директор компании Donzé Cadrans S.A., с горящими глазами рассказывает о деле своей жизни — производстве эмалевых циферблатов. Впрочем, первым делом он показывает нам дисковый номеронабиратель от старого телефона. «С этого мы начинали», — говорит он. Циферблаты здесь делают точно так же, как и в начале 1800-х. Но — вот удивительно! — компания Donzé Cadrans была основана мастером по эмали Франсисом Донзе менее полувека назад, в 1973 году. Сегодня она делает эмалевые циферблаты для различных брендов, но входит в состав часовой мануфактуры Ulysse Nardin. Почему же не используются современные станки, лазерная гравировка и резка? «Потому что, — отвечает Жан, — хайтек тут не работает. Здесь нет никакой принципиальности — если бы существовала техника, способная заменить человека в этой области, мы бы тут же ее купили. Белая эмаль Все начинается с медной заготовки — простого металлического кружка с двумя направляющими крепления с оборотной стороны. Мастер кладет его на специальную подставку и насыпает эмаль. Да, именно насыпает, как из солонки. В одной руке у него деревянная емкость с отверстиями, в другой — деревянная палочка. Удар — и немножко похожей на песок белой субстанции ссыпается на заготовку. Первым слоем эмалируются обе стороны заготовки. Обратная — грубо, без особой тщательности. Она работает «противовесом», так называемой contre-émail, контрэмалью. При нагревании эмаль стягивается, стремясь изогнуть заготовку, а слой с другой стороны мешает это сделать. Сама заготовка изначально не плоская, а куполообразная — с теми же целями, это так называемая предварительная деформация. После тепловой обработки циферблат выпрямится. Существуют сказки, говорит Жан, про «холодную эмаль». Так вот — такого не бывает. Вся работа с эмалью происходит при температурах свыше 600 °C (они называют это термином grand feu, «большой огонь»). Десять-двенадцать заготовок отправляют в печь и извлекают оттуда через считаные минуты. Иногда мастер может отправить циферблаты на «досушивание». И так делается с каждым слоем — первым, вторым, вплоть до пятого. Последнее «запекание» — уже с нанесенной с помощью специального клише черной эмалью, формирующей картинку, цифры, часовые метки. Во время любой из сушек эмаль может треснуть. Поразительно, но этого чаще всего не видно снаружи — зато легко можно обнаружить по звуку: эмаль без внутренних трещин звенит иначе. И даже будучи такой хрупкой, ведь по сути это толченое стекло, под стеклом часов она может прослужить несколько столетий. В самом конце циферблат обрезается по размеру: заготовка больше, поскольку по краям эмаль тоньше и может потрескаться или обгореть. Удивительно, но циферблаты делают всего шесть человек в одной небольшой мастерской. На память Жан дал нам несколько бракованных экземпляров, напоминающих мягкие часы Сальвадора Дали. В мастерской делают также заказные, уникальные цветные циферблаты ручной работы в одной из трех специфических техник — flinqué, cloisonné и сhamplevé, предназначенных не для меди, а для золота и серебра. Тонкостей множество — например, нанесение одной и той же красной эмали на серебро дает коньячно-оранжевый оттенок, а на золоте цвет остается рубиново-красным. Технологии цветных циферблатов Flinqué (эмаль на гравировке) На серебряную или золотую заготовку вручную наносят тончайший орнамент в виде сети волнистых линий — гильош (как на бумажных купюрах). Затем поверх гильоша кисточкой накладывают цветную эмаль (обычно в четыре слоя, запекая каждый по очереди при 820°С). Техника применяется для получения рельефных одноцветных циферблатов. Сhamplevé (выемчатая эмаль) В этой технике, известной уже почти 2000 лет, работают два специалиста — гравер и мастер по эмали. Гравер наносит изображение — это занимает порядка 15 часов, а второй специалист заливает эмаль в ниши рисунка. Результат затем полируют, получая плоский рисунок с заметным 3D-эффектом. loisonné (перегородчатая эмаль) Самая сложная техника. Рисунок не гравируется, а выкладывается тончайшими золотыми проволочками шириной до 0,07 мм и высотой 1 мм на золотой основе (серебро не подходит из-за температурных свойств). Образованные проволокой участки заполняются различными эмалями. Суммарно такой циферблат делается более 50 часов, выдерживая до 12 последовательных запеканий. В брак уходит около 30% работы.
Hesky Спасибо!..
Добавлено: Ср дек 21, 2016 8:38 pm
krylov
Hesky Спасибо!
:sm36: :sm112: ..
Добавлено: Ср дек 21, 2016 11:24 pm
Алексей Андрианов
chitatel пишет: Во ..
Добавлено: Ср дек 21, 2016 11:35 pm
krylov
chitatel пишет:
Во блин! так просто! Завтра с утра десятка два сделаю
Не забудьте результатами поделиться! И на послезавтра , заказы принять!
Карэн, спасибо :sm3..
Добавлено: Ср дек 21, 2016 11:35 pm
egoregorov
Карэн, спасибо
Всё написано правиль..
Добавлено: Ср дек 21, 2016 11:36 pm
korovin
Всё написано правильно.. НО! не сказано главного, во всех этих процедур есть маленькие хитрости о которых некто и негде не рассказывает это можно узнать методом проб и экспериментов. Я поначалу вот точно также загорелся и подумал что вот так всё просто. Попробуйте и поймёте это..
один форумчанин с ва..
Добавлено: Ср дек 21, 2016 11:44 pm
Alter
один форумчанин с ватрушки пробовал и у него получалось. но он давно уже умер. погиб в автокатастрофе.на ватрушке есть тема с его циферблатами.насчет различных хитростей вы правы!
тут важен весь проце..
Добавлено: Чт дек 22, 2016 10:37 am
Alter
тут важен весь процесс! с ножками,с отверстиями и разметкой. а таблички эмалевые до сих пор на памятники делают и ведра обливные...
Делают и фото на пам..
Добавлено: Чт дек 22, 2016 10:44 am
Alex.W
Делают и фото на памятники. А вот за такое берется кто-нибудь?
Все эти статьи носят..
Добавлено: Чт дек 22, 2016 10:45 am
Викторович
Все эти статьи носят ознакомительный характер и ничего более. Пока сам не попробуешь, не поймешь все тонкости процесса - результата не будет. Теория без практики мертва! Мой покойный брат, 1,5 года потратил только на то, чтобы получать стабильный результат при изготовлении заготовки, т.е. медь-белая эмаль- контрэмаль. На конечный результат влияет все, вплоть до помола эмали. Дальше он не успел... И потом, любое производство должно себя окупать. Коллеги, про которых статья, я так понимаю нормально так получают.
Викторович пишет: Н..
Добавлено: Чт дек 22, 2016 2:31 pm
korovin
Викторович пишет:
На конечный результат влияет все, вплоть до помола эмали.
Хочу добавить что даже ещё влияет погода за окном на результат.. Alex.W пишет:
А вот за такое берется кто-нибудь?
Для таких размеров нужна большая печь. Обычно используют печи с размером камеры 100х100 мм так что такие работы мало кто делает. Да и по цене вас это не обрадует. Такой циферблат сделать могут те кто делает эмаль на надгробье. -Эта техника совершенно другая, не такая как на циферблатах от карманных часов. Отличается она тем что другая эмаль другие температуры обжига и подложка не медная а стальная. Попробуйте обратиться к ним. Ещё хочу добавить что развитие эмалевых циферблатов сейчас в России почти невозможно, по причине того что клиент не готов к такому уровню работы, по трудоёмкости и выгоде его изготавливать, циферблат стоит за 30000р а такие деньги платить клиент неготов а заниматься производством эмалевых циферблатов даже за 10000р некто не будет да и тех кто купит это за такую цену на всех форумах пересчитать по пальцам одной руки можно. Чтобы циферблат стоил 10000р для этого нужно делать их около 50 штук в день.. Ещё к этому добавлю, что и надписи на циферблат тоже не простое дело, представьте сколько существует вариантов разметки и названий на циферблатах и представьте столько же нужно изготовить клише. А это стоит денег которые не оплачивает клиент и мастер делает клише за свой счёт. Взять например тот случай с этого форума (Имена называть не будем) когда клиент заказал надпись Лонжин и когда были изготовлены клише и образцы надписи на эмали, он просто тупо сказал: -Мне было просто интересно как это будет выглядеть...

Так что развитие эмалевых циферблатов сейчас в России на уровне болтологии и обсуждений.
Я сейчас оттачиваю м..
Добавлено: Чт дек 22, 2016 3:10 pm
Викторович
Я сейчас оттачиваю метод изготовления альтернативных циферблатов, уже получается стабильный результат по разметке подложки, клепке ножек. Над шрифтами работаю, собираю коллекцию в цифровом виде. Пока делаю ради себя, можно сказать ради интереса. По ощущениям и трудозатратам делаю вывод, циферблат должен стоить где-то 7-8 тысяч и это самый простой.
Викторович, получает..
Добавлено: Чт дек 22, 2016 11:14 pm
Алексей Андрианов
Викторович, получается вы брат Александра, который освоил эмаль ? Я правильно понял ? Движетесь в этом же направлении ? Процесс эмали трудоёмок и не дешев.До кризиса оригинал в эмали можно было взять за 80-100 баксов. Да не дешево.А по редким так вообще ни найти ни за какие деньги.Но уже радует, что спецы нашли ту нить и что то вырисовывается.А есть люди которые постигли эту тайну и делают.Да, труд свой они уважают и он не лёгок. Доступным быть он не может, так как это не серийка( как заметили выше) , а индивидуальный заказ.
Да, Александр был мо..
Добавлено: Пт дек 23, 2016 11:04 am
Викторович
Да, Александр был моим двоюродным братом. Мы с ним вместе начинали, правда я больше с металлом работал, а сейчас и с тем и с тем... Двигаюсь, но медленно. Времени не хватает - это же хобби. Основная работа - будни, а хобби - в субботу. Воскресенье - АШАН, чтоб он сдох! ))))))))
Самое сложное подобр..
Добавлено: Сб дек 24, 2016 11:55 am
dmvt1
Самое сложное подобрать нормальный состав эмали. Там входит до десяти разных компонентов, включая всякие экзотические типа полевого шпата, который снижает температуру плавления. Это самый охраняемый секрет у мастеров. Кстати, очень интересная тема с куполом, многие кто пытался делать эмалевые циферблаты бились с короблением подложки. Либо получали кривые плоскости, либо вынуждены были наносить толстый слой контрэмали и цифер становился слишком толстым. Век живи - век учись. Цветные циферы при любых технологиях будут получаться неадекватно дорогими, но при цене часов UN с такими циферами по 80-100 тыс. евро. вполне можно платить за цифер по 10 тыс. евро. Так что у свиссов с экономикой все в порядке. Для России этот уровень цен нереален.
Читаю вот все это и ..
Добавлено: Сб дек 24, 2016 12:26 pm
Timm
Читаю вот все это и не пойму. В конце 19 начале 20 века эмалевые циферблаты ставились на 90 процентов выпускаемых часов. Причем не только на дорогие, но и на самые бюджетные. Учитывая разнообразие размеров и дизайна о больших сериях речь не идет, выпускались ограниченными партиями. Напрашивается вывод - себестоимость 1 циферблата была более чем умеренной. Почему вдруг процесс стал столь дорог и трудоемок. Может старые мастера не ценили свой труд, а может нынешние его переоценивают? Или секреты какие-то утрачены и до сих пор не найдены?
секрет один-раньше н..
Добавлено: Сб дек 24, 2016 1:30 pm
Alter
секрет один-раньше на первом месте была идея,сейчас деньги!

раньше были пионэры тимуровцы а теперь старушку через дорогу перевести сто рублей берут!
точно. поддержу Alte..
Добавлено: Сб дек 24, 2016 3:00 pm
hook150
точно. поддержу Alter , скатайтесь в Ростов-Великий. там до сих пор работает, и успешно причем, т.н. народный промысел "Ростовская Финифть" бог с ней, с росписью. технология предросписи осталась. на медную основу наносится эмаль, сверху кладется краска. я там был..просто эмаль нанести столько денег, что никаких часов не надо.... я тут эмалировал блюда Кузнецовского фарфора. самолично. ничего сложного. акриловые эмали плюс кое-что и обычная духовка для отжига и закрепления. выходит довольно ровно. для тарелок сойдет. но для циферблата пока нет.не годится.
Timm пишет: Почему ..
Добавлено: Сб дек 24, 2016 3:54 pm
korovin
Timm пишет:
Почему вдруг процесс стал столь дорог и трудоемок. Может старые мастера не ценили свой труд, а может нынешние его переоценивают? Или секреты какие-то утрачены и до сих пор не найдены?
Никогда циферблаты эмалевые небыли дешёвыми... Секрет "вчерашнего" производства был прост. Циферблатами как и корпусами для часов занимались маленькие семейные мануфактуры а производители часов не умели делать циферблаты поэтому одна мастерская делала циферблаты для всех часовых мастерских в округе. И когда наступил момент массового производства часов то получилось что стоимость циферблата стало превышать стоимость механизма в разы производитель часов задумался как эту "Мафию" производителей циферблатов обуздать или просто их послать... так появились дешёвые металлические циферблаты. Так производителей эмалевых циферблатов с их вековыми наработками "Взяли за яйца" и прокрутили

Те конечно тоже в долгу не остались и ушли с рынка "Громко хлопнув дверью" унося с собой вековые наработки производства циферблатов которые передавались по родственным линиям и строго держались в секрете. Сейчас кто начинает заниматься циферблатами понимает только общие процессы производства а вот тонкости и хитрости приходиться методом "Тыка" и экспериментов нарабатывать. Недавно я понял что заниматься циферблатами нужно 100% не отвлекаясь на другие работы и быть может только тогда вам удастся добиться идеального качества при этой жизни а так всей жизни не хватает это постичь а то что ваши дети продолжат вашу работу и ваши наработки, сейчас приравнивается к нулю... И получается что как жук в банке карабкаешься и не факт что взлетишь, а если и взлетишь то недолго.. Круг замкнулся... Дети не продолжат ваши работы и всё что вы наработали уйдёт вместе с вами в небытие.. Вот такая печальная картина...
korovin Экскурс ин..
Добавлено: Сб дек 24, 2016 5:17 pm
Timm
korovin Экскурс интересный, спасибо. Но вопросы все-же остаются, не все понятно. После появления крупных часовых мануфактур, которые стремились выполнить полный цикл производства часов, включая корпуса, стрелки и циферблаты, речь о маленьких семейных мастерских работающих с эмалью не идет. Тот-же Tavannes - Cyma сам производил эмалевые циферблаты для своих часов в больших количествах, а ведь они были не одни. Помимо свиссов, был еще и рынок США. Elgin, Waltham и т.п. наладили массовый выпуск недорогих и качественных часов и все они были с эмалевыми циферами. Технологии отработаны и наверняка цикл производства подробно описан, документация должны была сохраниться. Если бы все был так дорого и сложно, то в начале 20 века основным видом циферблата стал бы металлический, но этого не произошло. Конечно, если идти по по пути семейных мастерских, то жизни не хватит, все будет очень трудно и дорого, но может стоит начать не с экспериментов с эмалью, а с попытки достать документацию производства эмалевых циферов, с работы в архивах? И еще, мне кажется, что современным мастерам не стоит повторять ошибки своих предшественников, которые унесли какие-то тайны производства с собой в могилу. Нашел что, нащупал, опубликуй, хоть на форуме. Пускай не ты и не твои дети продолжат дело и достигнут совершенства, но другие мастера в будущем и имя твое вспомнят с благодарностью.
Timm пишет: И еще, ..
Добавлено: Сб дек 24, 2016 10:06 pm
korovin
Timm пишет:
И еще, мне кажется, что современным мастерам не стоит повторять ошибки своих предшественников, которые унесли какие-то тайны производства с собой в могилу. Нашел что, нащупал, опубликуй, хоть на форуме. Пускай не ты и не твои дети продолжат дело и достигнут совершенства, но другие мастера в будущем и имя твое вспомнят с благодарностью.
Даааааа... ваши слова да людям в уши... Часовщики самый пожалуй скрытый народ в своей профессии и наработками не делятся. Правда сейчас замечена тенденция раскрепощения но всё ещё неохотно делятся наработками. Причина ещё в "левых чуваков", которые норовят любые наработки обосрать и не имея опыта строить свои выводы на виртуальных предположениях и тд и тп.. Также можно сказать о мастерах "высокого полёта" которые ярые противники новому... Так что по таким причинам большинство мастеров предпочитают молчать, чтобы не попасть под горячее словцо или непонятное обсуждение не метода их работы, а личности. Мы сами виноваты в том что не позволяем здесь на форуме обсуждать инновации и старинные методы,,, так что довольствоваться приходиться тем что имеем.. Что касается описаний техники производства эмалевых циферблатов то тут всё глухо.. Конечно эти описания существуют. Но точно не на русском языке

И точно не в Интернете...
korovin пишет: боль..
Добавлено: Сб дек 24, 2016 10:36 pm
Timm
korovin пишет:
большинство мастеров предпочитают молчать, чтобы не попасть под горячее словцо или непонятное обсуждение не метода их работы, а личности.
Ну и зря. Пускай говорят что угодно, на всякую фигню можно не реагировать или реагировать так, что продолжать будет не интересно. Я совсем не часовщик, но мне всегда крайне любопытно читать о методах работы и секретах мастеров прошлого и настоящего. korovin пишет:
Что касается описаний техники производства эмалевых циферблатов то тут всё глухо.. Конечно эти описания существуют. Но точно не на русском языке И точно не в Интернете...
Это все так. Пока не найдется кто-то, кто извлечет из архивов данную информацию и не выложит в Интернет, все будет глухо.
Re: Как делают эмалевые циферблаты
Добавлено: Пн фев 06, 2017 8:00 pm
chitatel
Надежда все же есть.Коровин похоже с темы съехал,Нищеброд тоже (перешел на эпоксидку),Викторович осваивает "альтернативу".Следим за Алексеем
Re: Как делают эмалевые циферблаты
Добавлено: Вс фев 12, 2017 10:17 pm
Alexey43
Спасибо за возлагаемые на меня надежды (речь обо мне? я правильно понял? иначе будет страшно стыдно и неудобно)
Постараюсь оправдать и не упасть лицом в грязь.
С ув.
Re: Как делают эмалевые циферблаты
Добавлено: Вс фев 12, 2017 11:10 pm
Nishebrod
chitatel писал(а):Надежда все же есть.Коровин похоже с темы съехал,Нищеброд тоже (перешел на эпоксидку),Викторович осваивает "альтернативу".Следим за Алексеем
Та, ни, не перешел... Все работает в параллели. Просто не платят люди за эксклюзив... Кризис! Есть работа и по горячей и по холодной, где-то сложнее (с одним заказом уже больше года борюсь), где-то проще. Просто смысл выкладывать? Большинство же считает, что все это легко и просто. Для конкретного клиента - выложусь, а так-скучно...