Добрый день.
Примерно два года тому назад ко мне попали часы... Ребята занимались раскопками и на немецких позициях в Латвии, под городком Эргли. В разрушенном немецком блиндаже, в ящике с граммофонными пластинками, нашли эти карманные часы, на которых хорошо сохранилась дарственная гравировка. Хотя часы пролежали под землёй более 70 лет, выглядели они не так уж плохо. Оказалось, часами был награждён участник пробега аэросаней и вездеходов КОНОНОВ С.И. (за этап Петрозаводск - Ленинград).
Пробовал искать родственников владельца часов Кононова С.И., найти не удалось. Размещал информацию на разных ресурсах, но безрезультатно.
Размещу эту историю и здесь.
Ну начну по порядку. Так часы выглядели когда попали ко мне.
Было удивительно, но ржавчина и время пощадили часы. Полностью проржавели часовая и минутная стрелка, а секундная осталась не тронутой. Ещё пара болтиков. Остальное было более-менее в порядке и понемногу разобралось.
Пару слов по работе: ось баланса новая, ну и спираль, конечно, тоже. Градусник баланса, тоже новый. Часовую и минутную стрелку подобрал от идентичных часов и минутный триб тоже заменил.
Остальное всё сохранилось.
Спасибо за добрые слова, для меня важно, если история понравилась и о ней узнали понимающие неравнодушные люди. Буду очень рад, если её услышат ваши дети и внуки. А может случится, что найдутся родственники владельца часов Кононова С.И.
Hodzha, благодарю Вас и всех за интерес и участие. Искал информацию с разных сторон, но зацепиться очень мало за что можно. Факты - это гравировка на часах и то что они были найдены в блиндаже на немецких позициях. В блиндаже был сделан схрон, и среди прочих вещей, в ящике с граммофонными пластинками были эти часы.
Да, несомненно, это тот самый пробег. В начале уже есть ссылка на этот ресурс. Но к сожалению, КОНОНОВ С.И., в этой подборке газетных статей, не упоминается.
Почему-то не могу послать личное сообщение.
Колхозник, наверное. Поэтому, как говорится, "смотреть всем".
Владислав, раз Вы из Риги и в теме, не могли бы выяснить, не к спеху, про меж делом, если выпадет такая оказия - есть ли ещё воинское кладбище 1945 года в районе хутора Мейри (Meiri). По описанию, в 1945 году оно находилось в 1 км юго-восточнее хутора.
Примечательно, что хуторов с таким названием, похоже, два.
Один восточнее Лиепаи, второй - восточнее Риги.
Чтобы личка заработала, нужно 10 сообщений набрать, у вас ещё 4 нужно. Обязательно выясню всё, что смогу. Может ещё какая-нибудь есть информация про этот хутор? Может район или ещё хоть какая-то привязка к местности.
Вот в сети нашёл упоминание. Это то место или нет?
"23 декабря 1944 года Павел Брок при прорыве обороны противника у хутора Мейри (Добельский район, Латвия) первым поднялся в атаку и первым же достиг траншеи врага, сразил троих солдат. Был ранен, но не покинул поля боя".
"Боевые действия в Курляндии 130-й корпус начал участием в наступлении 2-го Прибалтийского фронта, в котором главные удары с 23 декабря наносились на салдусском и тукумском направлениях силами 1-й ударной и 22-й армий. В составе ударной группировки 22-й армии корпус наступал в общем направлении на населенный пункт Лестене, расположенный к юго-западу от Джуксте. Вся операция поэтому была названа Джукстенской. В ударную группу 22-й армии также входили 100-й стрелковый корпус и 219-я стрелковая дивизия (II формирование) 93-го стрелкового корпуса.
По линии Тукумс — Джуксте — Ауце проходил оборонительный рубеж в виде двух полос общей глубиной 10–14 километров.
130-му Латышскому корпусу были приданы 312-й самоходный артиллерийский полк, 1040-й истребительно-противотанковый артиллерийский полк, 36-я минометная бригада 28-й артиллерийской дивизии прорыва, 72-й гвардейский минометный полк, два дивизиона 36-й гвардейской пушечной артиллерийской бригады, 192-й инженерно-саперный батальон и еще несколько артиллерийских частей.
В этих боях корпусу была поставлена задача: прорвать оборону противника в районе Джуксте на участке между Приедниеки и Балтамуйжа, захватом железнодорожного полотна обеспечить ввод 19-го танкового корпуса в прорыв с рубежа Фердинандмуйжа — Лестене; в дальнейшем, действуя за танковым корпусом, продвигаться в направлении Дарте, к исходу 28 декабря выйти на рубеж Видини — Вамжи, где и закрепиться.
Начавшиеся 23 декабря бои с небольшими перерывами, необходимыми для перегруппировки войск, длились на протяжении трех первых месяцев года. Бои были крайне ожесточенными и упорными. Перед советскими войсками находилась заранее подготовленная система обороны — первая (главная) позиция обороны была оборудована четырьмя линиями траншей полкового профиля, связывающих ряд опорных пунктов. Вдоль линии железной дороги Джуксте — Берзупе был отрыт глубокий (до 4 метров) и широкий (до 8 метров) противотанковый ров. Повсюду были оборудованы огневые позиции для артиллерии, дзоты для станковых пулеметов и противотанковых орудий.
Командир корпуса принял решение прорывать оборону противника, нанося удар в направлении Мейри — Яунбриги — Яунлестене.
Дивизиям были поставлены следующие задачи:
— 43-й — прорвать оборону по линии от озера к северо-востоку от Приедниеки до Балтамуйжа (исключительно). Противостоящего противника уничтожить, затем выйти на рубеж Тренчи — дорога к северо-западу от Дирбас. Обеспечить ввод в прорыв 19-го танкового корпуса. К исходу дня овладеть рубежом Фердинандмуйжа — Лестене, и в дальнейшем наступать в общем направлении Яунлестене — Дарте;
— 308-й дивизии, шедшей во втором эшелоне, — быть готовой к развертыванию на рубеже Тренчи — Дирбас.
Наблюдать за ходом наступления в штаб 22-й армии прибыли представитель Ставки Верховного главнокомандования A.M. Василевский, командующий 2-м Прибалтийским фронтом А.И. Еременко.
В 10 часов утра 23 декабря после часовой артиллерийской подготовки 123-й и 125-й полки 43-й дивизии пошли в наступление и прорвали первую линию обороны. Сильным артиллерийским огнем дальнейшее продвижение было остановлено. После повторного артиллерийского налета и массированного бомбового удара наступление возобновилось. 123-й полк ворвался в Приедниеки, овладел Мейсини, Кримунас, Лиелаужи. 125-й полк занял Лиепае и Мейри и вышел к шоссейной дороге Пиенава — Судрабкрогс.
56 Пушкинская Краснознамённая стрелковая дивизия, 37 стрелковый полк, предположительные боевые действия февраль-март 1945.
Кладбище должно быть большое, номера могил 4х-значные.
Есть ещё привязка: "коор. (динаты) 23-03", но в какой это системе карт, не пойму.
Замечательная история интересных часов. Искренне рад и поздравляю от души топикстартера с этой находкой и ее оживлением.
Рассказ написан необыкновенно талантливо, с добром и любовью.
Ведь действительно, был такой пробег аэросаней и полугусеничных вездеходов. Увы, каких либо деталей биографии т. Кононова найти не удалось. Это уже нужно искать в архивах документацию. Скорее всего он был одним из сотрудников заводов разрабатывавших и производивших мотовездеходы и (или) аэросани.
Последний раз редактировалось Timm Сб дек 09, 2017 9:59 pm, всего редактировалось 1 раз.
Hodzha, если, это те места, о которых я писал в предыдущем посте, то удивительное совпадение. 22 декабря в этих боях, на подступах к Занениеки, пропал без вести мой родственник Мурзин Николай Петрович, на тот момент зам. командира батальона по п/ч., 158 стрелковой дивизии. Он был награждён орденом Боевого Красного Знамени в ноябре 1942 года (вынес с поля боя 51 человека- это под Москвой), а в октябре 1944 награждён орденом Красной Звезды (в боях под Иецавой, при форсировании реки Лиелупе). Следов никаких больше не нашёл, кроме того, что мне рассказали, что именно в этих местах, в эти дни под рождество 1944 года, была страшная мясорубка. Позиции пять раз переходили из рук в руки. Убитых, всех вместе и русских и немцев просто сваливали в воронки. Так их сейчас и находят, всех вперемежку.